Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

«Правила игры» должны быть одни для всех

С 24 по 27 ноября в Донецке проходил 4-й Национальный форум представителей малого и среднего бизнеса, в котором мне довелось участвовать. В повестке дня были вопросы, волнующие сегодня представителей отечественного бизнеса, в том числе и принятый Верховной Радой Налоговый кодекс.

Выступающие высказывали различные мнения, с большинством из них я согласен. В частности, с тем, что для всех бизнес-структур «правила игры» должны быть едиными, и принятие кодекса – это и есть введение таких единых правил. На мой взгляд, в том, чтобы не допустить изменений в налоговом законодательстве, заинтересованы преимущественно те, чей бизнес работает в тени и при фактически миллионных оборотах они платят, как все «единщики» – налоговый минимум.

Единый налог в стране в свое время был введен с целью хоть как-то направить неконтролируемые массы «стихийно возникших» отечественных предпринимателей в русло закона. Тогда, в начале 2000-х, планировалось, что уже через два-три года это упрощенное налогообложение выполнит свою главную задачу – легализует подпольный бизнес, после чего будет отменено. Но в течение последних лет в накале политических баталий ни у одного из правительств до такого сугубо экономического вопроса «руки не дошли».

Чем недовольны многие предприниматели? В частности, увеличением ставок единого налога. А почему не возмущаются рабочие, ИТР, служащие, из зарплат которых ежемесячно вычитаются суммы подоходного налога и взносов в ПФУ и другие фонды? Ведь в нашем регионе в среднем они составляют 500 грн. из расчета показателя среднемесячной заработной платы. Наверное, потому, что понимают, что из налогов состоят и местные, и государственный бюджеты, а без бюджетных средств не могут существовать ни здравоохранение, ни образование, ни учреждения культуры, ни правоохранительные органы.

Во всем мире все самые малые бизнес-структуры работают в условиях полной прозрачности. В ноябре мне пришлось участвовать во встрече, проведенной Донецкой торгово-промышленной палатой с бизнесменами из Франции, в которой участвовали и представители других стран. Там удалось побеседовать с чешским консулом. Он рассказал, что в Чехии ставки налогообложения – от 5% до 12% от оборота. При этом чем ниже процент ставки, тем больший объем отчетности у предпринимателя, тем более тщательный контроль ведут налоговики за его деятельностью. Поэтому многие представители малого и среднего бизнеса в Чехии предпочитают платить 12% от оборота, но меньше отчитываться и реже ждать в гости налогового инспектора. Еще более мощный налоговый пресс и жесткий контроль за уплатой налогов существует в самых развитых странах мира – думаю, это ни для кого не секрет. И именно такие условия дают возможности для успешного развития этих стран.

Хочу привести несколько цифр, прозвучавших на упомянутом форуме в Донецке. Доля малого бизнеса в бюджете страны на сегодняшний день – 2,5 млрд. грн., то есть менее 1%. Предпринимателей малых бизнес-структур в Украине – до 5 млн. человек, а это примерно 25 – 30% от всего работоспособного населения страны. Поскольку две трети остального работающего населения дают 99% поступлений в бюджет, то поневоле стоит задуматься. Например, с чего это 5 миллионам наших соотечественников давать такие привилегии – пользоваться трудом неоформленных официально работников, обрекая их на необеспеченную старость, повышать цены на свои товары и услуги и т.д. Если эти «привилегии» стали результатом допущенных в прошлые годы ошибок и недоработок, то пора их исправлять, а не топтаться на месте.