Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Про зрение и не только…

Во второй половине 90-х годов закрывались многие дошкольные учреждения поскольку резко снизилась рождаемость, и детские сады во многих микрорайонах крупных и небольших городов стали попросту не нужны. В них стали “селиться” различные государственные службы, общественные организации, некоторые даже переоборудовали под жилье.
В Горловке на проблему посмотрели с несколько иной точки зрения, решив, что  можно использовать помещение детского дошкольного учреждения в интересах самих же ребятишек. Идея оказалась конструктивной и своевременной. Принадлежала она Юлии Артемовой, которая в итоге стала директором нового учебно-воспитательного комплекса.

— Мы видели, что в нашем городе очень много детей с различными нарушениями зрения, — рассказывает Александра Бай, директор одной из горловских общеобразовательных школ, тесно сотрудничающих с учебно-воспитательным центром, — а учреждений, которые бы занимались их проблемами, у нас не было. В свое время в Донецкой области имелось два интерната для слабовидящих и слепых детей, из которых действующим остался один. В общем проблему надо было как-то решать, потому что эта категория детей оказалась незащищенной.

Вот тогда-то, а было это в 1997 году, Юлия Артемова, работавшая заведующей одним из детских садов, и предложила в ее дошкольном учреждении создать хотя бы одну группу для слабовидящих детей. Нашлось даже у кого опыт перенять. Первыми нечто подобное организовали в Симферополе. Поехали к крымчанам поднабраться специальных знаний, поскольку дело предстояло новое. Во всяком случае в Горловке этим никто до той поры не занимался.

Кстати, о масштабах проблемы можно судить хотя бы по тому, что, по данным Украинского медицинского союза, в мире на сегодняшний день проживают 37 млн. слепых людей и 124 млн. тех, кто имеет те или иные проблемы со зрением. При этом в трех из четырех случаев полной потери зрения можно было бы избежать. К тому же, как свидетельствует Центр микрохирургии глаза, на Украине более 100 тыс. детей являются инвалидами по зрению. В общем хорошее, доброе дело затеяли в Горловке, решив помочь детям, испытывающим проблемы со зрением, адаптироваться в условиях современной жизни.

От идеи до ее реализации прошло немного времени, и в 1998 году учебно-воспитательный комплекс начал работать. Сначала организовали две группы, потом — целый детский сад, а вслед за этим появилась и начальная школа.

— Наш комплекс сегодня, — говорит начальник управления образования Горловского городского совета Николай Кружилин, — включает дошкольное образование и начальную школу. Мы долго ломали голову над тем, как организовать наиболее эффективное обучение детей с физическими недостатками, в том числе и с плохо видящими. Был вариант делать это на дому. Но более привлекательной оказалась идея создания специальных учебных заведений. Так и возник наш учебно-воспитательный комплекс. Сегодня мы работаем над вопросом, куда идти детям после окончания начальной школы. Есть идея создания единого комплекса. По нашему замыслу, дети будут всем классом после окончания начальной школы переходить в гимназию “Триумф” и там получать полное среднее образование.

— Николай Иванович, Горловку маленьким городом никак не назовешь, и дети, имеющие проблемы со зрением, могут жить в весьма отдаленном от учебно-воспитательного комплекса районе, следовательно, для них пребывание и обучение в нем недоступно?

— Мы позаботились о том, чтобы права и возможности детей не были ущемлены тем, что они живут в отдаленном районе. Для таких детей мы организовали группу круглосуточного пребывания.

Надо сказать, что в Горловке о детях проявляют заботу. По словам заместителя горловского городского головы Сергея Шкребца, специалисты службы по делам детей перенимают не только отечественный, но и зарубежный опыт. Побывали они, например, и в Соединенных Штатах Америки, где изучали опыт социальной защиты детей и даже стали участниками международной программы.

— Нам удалось, — рассказывает Сергей Шкребец, — получить гранты на общую сумму около 42 тысяч долларов.

— Куда были израсходованы эти средства?

— Мы организовали, в частности, социальное общежитие для детей-сирот. Важно, конечно, давать таким детям квартиры, сохранять их имущество, помогать в ремонте жилья, но нужна и социальная адаптация, необходимо учить их формировать семейный бюджет, обходиться с новорожденными и многому другому. Поэтому на базе имеющегося в городе детского дома “Надежда” мы планируем организацию центра социальной реабилитации детей-сирот. Параллельно собираемся открыть еще одно социальное общежитие для сирот – выпускников учебных заведений.

Удачно вписался в программу помощи детям и учебно-воспитательный комплекс для ребятишек, имеющих проблемы со зрением. В учебно-воспитательном комплексе на каждого ребенка ежегодно расходуется 16 тыс. грн. Много это или мало? Для процветающего города вроде бы и пустяки, но где сейчас найдешь на Украине процветающий город? Горловка, как и другие населенные пункты страны, испытывает проблемы и с безработицей, и с социально незащищенными слоями населения, и с подтоплениями, связанными с закрытием шахт, и с развитием внутригородской инфраструктуры. Перечень проблем велик, и наверняка нашлось бы куда потратить деньги, в том числе и из городского бюджета, поскольку одними зарубежными грантами жив не будешь. Но “отцы” города считают, что прежде всего следует  позаботиться о детях, в первую очередь о тех, кто наиболее нуждается в социальной защите, в специальном режиме физического развития, обучения.

Учебно-воспитательный комплекс, который 13 лет назад был обычным детским садом, уютно расположился в одном из микрорайонов города. Директор комплекса Юлия Артемова, которой самой пришлось в связи с изменением своих профессиональных функций получить еще и специальность дефектолога, рассказывает:

— Мы долго работали над подбором специалистов, и думаю, что нам в конце концов удалось собрать хороший коллектив профессионалов. Это — заместитель директора по учебно-воспитательной работе Виктория Ильинская, заместитель директора по коррекционно-воспитательной работе Инна Рябуш, тифлопедагог, а также методист дошкольных групп Марьяна Скворцова, врач-офтальмолог, специалист первой категории Маргарита Гончаренко, которая вообще-то работает городским офтальмологом, но по совместительству наблюдает и наших детей.

Юлия Артемова считает, что во многом успешной работе руководимого ею комплекса способствует участие коллектива в различных социальных программах.

— Мы сумели, — говорит она, — поучаствовать и победить в конкурсе фонда “Возрождение” под названием “Антикризисная программа для дошкольных учреждений”. В ходе участия в этой программе получили определенный опыт в оказании психологической и социальной помощи родителям, которые нуждаются в ней. Так появился антикризисный центр “Подолання”.

Участие в различного рода программах позволило получить, например, развивающие игры стоимостью 4000 грн., которые комплекс за свои средства в ближайшее время приобрести не смог бы, получили два новых аппарата и четыре программы для копьютерной коррекции зрения, и теперь таких аппаратов здесь насчитывается 13.

— Есть у нас, — говорит Артемова, — и 10 компьютеров, первые из которых были подарены Ринатом Ахметовым в ходе нашего участия в программе оказания помощи детям дошкольного возраста с нарушениями зрения. Наша городская организация “Инмарт” предоставила нам возможность бесплатного пользования Интернетом, и теперь мы можем свободно общаться с нашими единомышленниками, делиться опытом и узнавать что-то новое. Думаю, что у нас уже сложилась достаточно хорошая база, чтобы оказывать эффективную помощь нашим воспитанникам.

С помощью фонда социального развития “Наше будущее”, возглавляет который Марьяна Русанюк,  в учебно-воспитательном комплексе реализуется антикризисная программа помощи детям дошкольного возраста с нарушениями зрения, а если говорить конкретнее, то внедряются инновационная психолого-методическая практика, а также новые методики работы с детьми. С помощью американских коллег здесь внедряют опыт по работе с поведенческими и эмоциональными проблемами у детей. Для этого специалисты проходили специальную подготовку. Практикуют в этом учебно-воспитательном заведении и так называемое ноосферное образование, направленное на то, что ребенок получает информацию в состоянии расслабленности, эксплуатируя не левое, а правое полушарие головного мозга.

В творческом застое коллектив учебно-воспитательного комплекса не упрекнешь. Но особенно важно то, что дети здесь получают полноценное  развитие, несмотря на то что они имеют серьезный физический недуг. Жаль только, что подобных учебных заведений у нас пока еще очень мало, а число детей с теми или иными физическими отклонениями от нормы, судя по данным статистики, год от года растет. В такой ситуации не лишним было бы разработать и реализовать широкомасштабную программу помощи и социальной адаптации детей, которые самой судьбой обречены на инвалидность.