Натисніть "Enter", щоб перейти до вмісту

А что после диплома?

«Кочегарка» уже сообщала о программе трудоустройства выпускников профтехучилищ, техникумов и вузов. «Городской заказ» направлен прежде всего на первое рабочее место молодежи. С целью координации действий всех заинтересованных сторон, перед официальным утверждением этой программы, за «круглым столом» в горсовете собрались представители учебных заведений, предприятий, отделов и служб горсовета, чтобы в ходе диалога найти точки соприкосновения и сделать выводы, как сообща решать возникающие вопросы.

Ежегодно учебные заведения Горловки всех уровней выпускают порядка четырех тысяч человек, но при этом совсем мало кто из них устраивается на работу по специальности. А при этом на предприятиях существует дефицит кадров, особенно рабочих профессий. Необходимо сбалансировать спрос и предложение на рынке труда, потому и нужна такая программа. О том, что делается для выпускников в плане трудоустройства, проинформировал начальник отдела по делам семьи и молодежи В. Ю. Тутов. Минувшим летом, к примеру, удалось организовать работу трех трудотрядов, на Азовском побережье работали 67 молодых горловчан. Городской бюджет оплачивал общественные работы 28-ми школьникам, чьи семьи нуждаются в социальном сопровождении. Центр занятости продолжает сотрудничать с учебными заведениями – чаще всего свое первое рабочее место молодые люди могут найти на «Стироле», машиностроительных предприятиях, в «Артемугле», «Фуршете».

Самые востребованные специальности – слесарь-ремонтник, КИПовец, токарь, сварщик, однако уровень квалификации выпускников не удовлетворяет работодателей. У руководителей техникумов и профтехучилищ насчет качества образования – свое мнение. Без практики, мол, невозможно подготовить хорошего специалиста, а база учебных заведений обновляется достаточно медленными темпами. Проходить практику непосредственно на производстве – вот реальный выход подготовки будущих кадров.

В этом году путевку во взрослую жизнь получат 2200 выпускников вузов и техникумов. Больше всего из них языковедов, менеджеров, специалистов по автомобилям и автомобильному хозяйству, правоведов, медсестер. И куда им всем идти работать? С одной стороны, нет опыта и достаточной квалификации, с другой – низкая зарплата, которую могут предложить молодому специалисту. Ряд предприятий вообще не предлагают молодежи первое рабочее место. Вот и получается, диплом есть, а работы нет.

Все участники заседания были согласны с тем, что учебным заведениям необходимо формировать группы с учетом потребностей рынка труда. К примеру, в минувшем году было подготовлено 88 парикмахеров, а трудоустроены 24 из них, из 124 операторов компьютерного набора работу нашли лишь 16 выпускников. Речь идет именно об официальном трудоустройстве, может, работают и больше, но без оформления, а это еще одна сторона глобальной проблемы.

Как решается вопрос с трудоустройством молодежи на «Стироле», поделился опытом начальник департамента кадровой политики Ю.М. Закаблук. На предприятии возобновляется оплачиваемая практика, только так, уверены руководители концерна, можно увидеть человека в деле. Понимая, что учебные заведения не готовы выпускать специалистов требуемого уровня, здесь готовы приглашать преподавателей профильных вузов и без отрыва от производства доучивать свои кадры. Найдено взаимопонимание с индустриальным техникумом – «Стирол» готов оплачивать обучение лучших студентов в институте, чтобы затем они пять лет отработали на предприятии. Также предлагалось вернуть проведение школьных олимпиад по химии, физике и математике, в ходе которых концерн может увидеть перспективу для себя даже среди старшеклассников.

Центр профессионально-технического образования предложил на базе мастерских училища № 88 организовать учебно-производственный комбинат для допрофессиональной подготовки учащихся 7-9 классов и профессиональной – 10-11-х классов школ Никитовского района. Ведь в УПК можно получить минимальный разряд по рабочей специальности, при этом продолжая обучение в школе. В ходе дискуссии выяснилось, что порой нет взаимопонимания между училищами и школами. Директор горного лицея Ю. Г. Медведев, к примеру, говорит, что их даже на профориентацию неохотно пускают к учащимся. Школам во что бы то ни стало надо набрать 10-е классы, даже за счет слабых в учебе ребят, но ведь они попросту теряют два года, хотя могли бы за это время получать профессию в училищах.

В общем, говорили долго и много, но сошлись в одном: программа «Городской заказ» нуждается в доработке, с учетом мнений и пожеланий всех сторон.Только в таком случае документ будет действенным и полезным учебным заведениям, выпускникам,    предприятиям, а значит, и городу в целом.