Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Понимать, чтобы защитить

16 сентября вступил в силу Закон «О внесении изменений к некоторым законодательным актам по запрету рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий». Увы, некоторые его положения можно трактовать двояко. Как научиться правильно читать этот закон – этому была посвящена пресс-конференция в Донецкой торгово-промышленной палате с участием представителей организаций, защищающих права предпринимателей и потребителей.

Кроме запрета рекламы в СМИ, на транспорте, наружных носителях под «табу» попали также спонсорство различных зрелищных, спортивных, театрально-культурных мероприятий, теле-, радио- передач с использованием рекламы табачных изделий, названий производителей, маркетинговые акции, например, предоставление бонусов, премий, прав на участие в любой игре, лотерее, конкурсе, событии, которые прямо или опосредованно связаны с табачными изделиями.

Конечно, учитывая тот факт, что Украина занимает седьмое место в мире по распространению этой вредной привычки, принятие закона было позитивно встречено в обществе. Но у представителей малого и среднего бизнеса многие моменты вызвали обеспокоенность, так как размеры финансовых санкций для субъектов хозяйствования в случае нарушения закона составляют от 30 до 50-ти тысяч гривен. Многие не понимают, можно ли считать рекламой и стимулированием продаж особый дизайн витрины и ее яркую освещенность. Ситуация осложняется тем, что задействованы сразу несколько уже работающих законодательных актов, в которые внесены поправки и дополнения и которые теперь нужно научиться понимать и правильно читать. И негативный опыт по внедрению этого закона уже имеется.

С учетом этого Госпотребинспекция и Минэкономразвития подготовили методические рекомендации, которые учтены в новой редакции порядка наложения штрафов. Как заверяют в Госпотребинспекции, за сам факт размещения сигарет на витрине, прилавках и полках ларьков, магазинов и супермаркетов штрафовать продавцов не будут. Не может считаться нарушением и освещение мест торговли. Но данный вопрос является наиболее спорным, и обсуждения продолжаются, скорее всего на практике будет разрешено такое освещение, которое не привлекает отдельное внимание к витринам или прилавкам. Также не является предметом регулирования законодательства ценообразование. Не будет считаться рекламой размещение одного плаката размером 40 на 30 сантиметров на одно место торговли, в котором содержится текстовая информация о наличии в продаже табачных изделий и цен на них. Таким местом торговли может считаться каждая отдельная касса супермаркета.

– Во всех этих случаях соблюдены права курильщиков, которые защищены законом «О защите прав потребителей», – сказал президент Украинской ассоциации потребителей Олег Самчишин. – Закон предоставляет право на свободный выбор, а значит, и на получение информации до покупки. Поэтому продавец обязан предоставить покупателю полную информацию о товаре. Это касается наименования, торгового знака, данных об основных особенностях продукции, содержании вредных веществ, названии производителя. Мы рассматриваем курильщиков как потребителей, и курить или не курить – это личное дело каждого. Но достоверную информацию человек должен получить еще до того, как произведет покупку.

Для предпринимателей хорошим подспорьем могут стать телефоны «горячей линии». Если возникают вопросы по поводу трактовки данного закона, за разъяснениями можно обращаться в юридический отдел по вопросам защиты прав потребителей в Донецкой области по телефону в Донецке: (062) 304-91-19 или 050-501-94-52.