Press "Enter" to skip to content

Реформирование названий?

Народный депутат от Партии регионов, он же генерал милиции, Василий Грицак на днях заявил о своем желании сделать подарок к 20-летию украинской милиции, профессиональный праздник которой отмечается 20 декабря. Он решил внести в Верховную Раду сразу три законопроекта – о полиции, жандармерии и о реформе МВД, его структуры и численности. «Я хочу качественно в законе отобразить деятельность новой структуры с другим, европейским подходом», – заявил Грицак.

Идея переименовать милицию в полицию не нова. В соседней России так уже и сделали. И в Украине, как это не раз случалось, подхватили очередную инициативу северного соседа. Этой весной профсоюз работников внутренних дел даже разработал закон «О полиции». В нем предлагалось не только изменить название организации, но и сократить штат сотрудников, расформировать подразделения налоговой милиции и МРЭО, переаттестовать всех милиционеров и брать на работу лишь людей с высшим образованием. А чтобы они туда пошли, повысить профессионалам зарплату. Правда, дальше предложения законопроект так и не продвинулся.

Что же касается заявления нардепа Грицака, то коллеги его идею восприняли по-разному. Геннадий Москаль, тоже генерал милиции, к примеру, заявил: «Закон о милиции у нас абсолютно нормальный. Можно что-то убрать, изменить, но в целом менять – зачем? Надо просто его выполнять». Думается, что с ним стоит согласиться. Потому что смысл любой реформы – не в изменении формы или названия (какая по большому счету разница – «милиция» или «полиция»), а во внесении новаций в содержание, в саму суть того, что реформируется. В данном случае речь идет о тех новшествах и изменениях, которые помогут повысить эффективность работы органов внутренних дел. Вот над этим-то и следовало бы поломать голову генералам-реформаторам. А лучше бы даже не генералам, а полковникам и подполковникам, потому что они, как правило, еще не сильно оторвались «от земли» и имеют возможность тесно общаться с теми коллегами, кто ее непосредственно «топчет». Поэтому лучше них никто реально существующих в милиции проблем не знает.

А одной главной из них является, на мой взгляд, проблема доверия – доверия населения. Уверен, что только с решением этой проблемы правоохранителям удастся значительно улучшить эффективность своей работы. А какое может быть сотрудничество, если в отношениях есть место недоверию, а то и опаске? Впрочем, никаких Америк я здесь не открываю. И в советское время, и в годы независимости «наверху» это прекрасно понимали. Не зря ведь существовали лозунги «народ и милиция – едины», «моя милиция меня бережет» и т.п. Вот только жаль, что провозглашаемые лозунги не всегда соответствовали реалиям жизни. Вот и опускался рейтинг доверия населения к тем, кто нас бережет.

Для иллюстрации приведу лишь один пример. Как-то заходит в редакцию пенсионерка, которая рассказала, что нашла женскую сумочку возле мусорного контейнера. Ни денег, ни косметики там не было – один только заграничный паспорт. «Хотела сразу отнести находку в милицию, – сообщила она, – ведь человек, наверное, переживает. Да только соседки, узнав, куда и зачем я собралась, отговорили, мол, твой муж ведь когда-то сидел, вот на него и повесят, что там было: кражу или даже грабеж. Поэтому я и пришла к вам посоветоваться, что мне делать: и за чужого человека переживаю, и за мужа боюсь».

Я понимаю, что кое-кто может просто иронично улыбнуться, читая эти строки. Мол, милиция давно уже стала не инструментом защиты населения от всякого рода криминала, а орудием в руках недобросовестных, скажем так, а порой и высокопоставленных наших сограждан. К сожалению, доля истины в этом есть. Вопрос в том, насколько велика эта доля? Не будем гадать на кофейной гуще, предоставим слово профессионалам.

Выступая в 2005 году перед личным составом горловского гарнизона милиции, тогдашний руководитель областной милиции Михаил Клюев сказал: «Мы знаем, что полтора процента из вас крышуют наркотики. Говорю прямо: пишите рапорта на увольнение. Кто не уйдет – будем заводить дела». Еще более поднял «планку» ныне действующий вице-премьер-министр Борис Колесников, недавно побывавший в Донецке с рабочим визитом: «Не знаю, знает ли Могилев английский, когда прилечу в Киев – спрошу. Главное, чтобы он знал Уголовный кодекс, и чтобы знали наши милиционеры, при участии которых совершают в Украине 1/3 всех преступлений».

В одном из социологических исследований, недавно проводившихся в России, утверждается, что среди тамошних правоохранителей только около 25% являются «правильными», т.е. честными профессионалами. В частном разговоре автора этих строк с одним из старших офицеров милиции моим собеседником была названа приблизительно такая же цифра – 30% горловских милиционеров работают честно, оставаясь законопослушными и порядочными людьми, которые не пытаются что-то «химичить» или «мутить». Откуда, спрашивается, тут взяться полному доверию? Кстати, в свое время на официальном сайте горловской милиции был вывешен соответствующий опросник: «Доверяете ли вы милиции?». Насколько помнится, процент горловчан, которые бы полностью доверяли милиции, был немногим более 20-ти.

Возникает вопрос: почему на Западе население активно сотрудничает с полицией и всячески помогает ей, а у нас нередко не доверяет людям в погонах и даже опасается их? Вот над чем, повторюсь, надо бы задумываться и работать отечественным реформаторам как в погонах, так и без них. Именно в этом, как мне кажется, и состоит тот самый «европейский подход», о котором упомянул нардеп и генерал милиции Василий Грицак. И тогда можно будет спокойно сокращать штат правоохранителей, доводя его тоже до европейских норм (по статистике, в Украине на 1000 жителей милиции в два раза больше, чем в Германии, и втрое – чем в США). А за счет этого повысить зарплату оставшимся и тем, кто поступит на службу.

Кстати, по словам главы парламентского комитета по вопросам промполитики, регуляторной политики и предпринимательства Натальи Королевской, на 2012 год на финансирование силовых структур (МВД, СБУ и прокуратура) запланировано вдвое больше расходов, чем на оборону, в 1,2 раза больше, чем на образование, в 3,6 раза больше, чем на медицину, и в 34 раза больше, чем на ЖКХ. Все, как говорится, познается в сравнении. Вопрос в том, как будут отрабатывать эти деньги «силовики»? Повысится ли уровень доверия к ним и партнерства со стороны населения?