Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Щепотка щавелевой кислоты

Профессию лаборанта химического анализа получают в ВПУ №37 на базе 11 классов средней школы. Всего год учебы – и можно идти работать. А можно учиться еще два года, получить «младшего специалиста» и поступить затем сразу на третий курс Днепропетровского химико-технологического университета.

По периметру учебной лаборатории располагаются различные приборы, вытяжные шкафы, титровальная установка. Посередине – длинный стол, рассчитанный на пятнадцать учащихся.

– Здесь у каждого учащегося свое рабочее место. В зависимости от темы занятия я каждому подготавливаю нужный набор реактивов, химической посуды. Вот это – дистилляционный аппарат, мы получаем при его помощи дистиллированную воду – другая в лаборатории и не используется, – рассказывает мастер производственного обучения Г.А.Дьяченко. – Вот это – ряд физико-химических приборов: рефрактометр, фотоэлектрокалориметр, PH-метры. А это – эксикатор.

Галина Афанасьевна показывает на емкость, напоминающую прозрачную пароварку.

– А для чего он предназначен? – интересуюсь, дописывая специфические названия.

– Для охлаждения химической посуды после сушки, прокаливания.

Галина Афанасьевна ведет меня в подсобку:

– Вот это – сушильный шкаф, его используют для проведения анализов, требующих температуру не выше +200 градусов. А вот – муфельная печь. В ней температура может подниматься до 1000-1200 градусов. К примеру, нужно проанализировать остаток после прокаливания определенного вещества. Мы помещаем его в тигель и ставим в печь…

При слове «тигель» преподавательница берет в руки малюсенькую фарфоровую пиалку.

– Да, на уроках химии в школе мы имели дело в основном с пробирками и колбами…

– В школе рассматривают только самые простые химические опыты. У нас они значительно сложнее, – и мастер ведет меня к учебному столу, за которым учащиеся, сверяя формулы в тетрадках, смешивают порошки и жидкости.

Будущий лаборант Яна Борнякова объясняет суть опыта:

– Берем аргентум–эн-о-три – раствор азотно-кислого серебра, – девушка показывает пузырек с надписью ArgNO3, – и добавляем калий-йод. По капле того и того. Получаем желто-бурый осадок. Эта реакция доказывает, что в растворе присутствует анион йода.

– А зачем нам это нужно доказывать? – любопытствую по ходу дела.

– Например, если принесли какое-то неизвестное вещество. Надо же с чего-то начинать анализ.

– А какие опыты больше всего нравятся?

К Яне присоединяется Ирина Шишацкая:

– Нравится, когда выходит нечто яркое, цветное. Особенно когда изначально соединяешь две прозрачные жидкости. Чувствуешь себя немного феей.

Девчонки наперебой перечисляют:

– С медью выходят синие, голубые растворы. С никелем – сиреневые, с хромом – оранжевые, с радонитом аммония – красные.

– А с практикой проблем не возникает? – обращаюсь к Г.А.Дьяченко.

– Производственную практику наши учащиеся проходят в основном на крупных предприятиях. Вот в этом году «Стирол» пригласил пятнадцать практикантов, четверо практикуются в больницах, двое на «ИСТЭК» (бывший коксохим), по одному – на «Никитртути», «Шахтерскантраците», шахте «Ждановская». Туда же в большинстве случаев и трудоустраиваются. Я уже пятнадцать лет работаю в приемной комиссии, и родителям по поводу специальности лаборанта всегда говорю: она пригодится везде, где есть производство какой-то продукции, где необходим контроль качества, правильности протекания технологического процесса, анализ определенных веществ. То есть молодежь получает специальность широкого профиля.