Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Торговля вчера и сегодня

31 июля работники торговли отмечают свой профессиональный праздник. Накануне корреспондент «Кочегарки» встретился с начальником городского управления торговли и агропромышленного комплекса Ю.Н. ОМЕЛЬЧЕНКО.

– Юрий Николаевич, как изменилась торговая сеть Горловки за последние годы?

– Перемены разительные, достаточно сказать, что сегодня у нас действуют около 1100 предприятий розничной, более 300 – оптовой и 280 – мелкорозничной торговли, плюс около 300 предприятий ресторанного хозяйства и 35 рынков и торговых рядов. Наиболее значимыми приметами нашего времени стали создание супермаркетов (последний из них – «АТБ» – недавно открылся в ж/м Строителей), развитие фирменной сети МАФ (малые архитектурные формы) «Батон» и предприятий ресторанного хозяйства, которые все больше внимания уделяют дизайну как внешнего, так и внутреннего вида помещений. Растет и товарооборот. Вот только две цифры: за первый квартал текущего года он составил 344 млн. грн., в то время как за соответствующий период прошлого года – 263,3 млн. грн.

– За счет чего произошел такой скачок, ведь покупательная способность горожан отнюдь не возросла?

– За счет расширения ассортимента, улучшения качества обслуживания и какой-то сегмент – повышение цен на товары и услуги.

– Кстати, нередко читатели жалуются, что цены в разных магазинах неодинаковы, никто их не контролирует и т.п. Что можете сказать по этому поводу?

– Распоряжением председателя облгосадминистрации № 267 от 5 июня 2008 г. на товары первой необходимости установлены граничные размеры торговых надбавок к оптовой цене производителя. В частности, на муку, хлеб, макароны, крупы, сахар, мясо, масло, яйца, молоко, колбасу вареную – не выше 15%, без учета транспортных расходов. Госинспекция по контролю за ценами в Донецкой области контролирует порядок формирования, установления и применения цен на эти виды продукции в торговой сети. Необоснованного повышения цен не зарегистрировано. Основная причина в разнице цен – неодинаковая стоимость транспортировки и, конечно, оптовая цена, по которой приобретается продукция, ведь у каждого производителя она своя. Но не всех и не всегда можно проконтролировать. Например, тех  предпринимателей, которые работают на едином налоге. У них нет товарно-транспортных накладных – основного документа, по которому можно судить об обоснованности наценок.

– Одним из основных мест приобретения продуктов для части горожан являются рынки. Какие изменения произошли здесь?

– Рынки, действительно, востребованы, ведь цены на продукты там ниже, чем в магазинах. Достаточно вспомнить молочный рынок в Никитовке, куда доставляют свою продукцию жители окрестных сел, оптовый рынок по ул. Горловской дивизии и другие. Сегодня идет постепенная реконструкция рынков и торговых рядов, улучшаются условия купли-продажи – ставятся ролеты, электронные весы, увеличилось количество холодильных установок и т.д. Правда, не всем это под силу, поэтому в прошлом году мы вынуждены были закрыть два небольших рынка, но на снабжении населения продуктами это не отразилось.

– С начала года рынки работают без рыночного сбора. Как это отразилось на бюджете города, да и на самих предпринимателях?

– Вопрос непростой. Город, скажу сразу, потерял 4 млн. грн., которые не поступили в бюджет, следовательно, мы лишились одного из источников доходов. Но и предприниматели оказались в непростой ситуации, к которой им пришлось привыкать. В чем причина? Раньше они уплачивали рыночный сбор и за услуги рынка. Сбор убрали, значит, вывод, который напрашивается сам собой, и платить теперь нужно меньше, чем ранее, – только за услуги рынка. Однако к этому времени выросли тарифы на электроэнергию, воду, газ, администрация рынков вложила средства в реконструкцию и переоборудование торговых мест, поэтому и стоимость услуг рынков возросла, и от этого никуда не денешься. Другой вопрос, насколько все это обоснованно. Выясняем в ходе проверок и если обнаруживаем нарушения, то виновные привлекаются к административной ответственности, а стоимость услуг приводится в соответствие с реальными затратами.

– Не секрет, что некоторые пенсионеры, чтобы улучшить свое материальное положение, выходят торговать вещами, бывшими в употреблении. И тут сразу идут жалобы…

– Можете не продолжать, ситуация понятна. Мы не раз проводили совещания с представителями администрации рынков, и они выделяют определенное количество торговых мест для льготных категорий населения. Однако их количество ограничено, поэтому тот, кто не попал в это число, должен оплачивать полную стоимость за «местовое».

– А с какими жалобами к вам чаще всего обращаются горожане?

– Отмечу, что жалоб стало намного меньше, но они, увы, есть: на качество продукции, особенно промышленной группы, на обвесы и обсчеты (правда, их стало значительно меньше) и, хоть и редко, на хамское поведение продавцов. С этим боремся не только мы, привлекая нарушителей правил торговли к админответственности, но и сами владельцы торговых точек. Логика здесь проста и понятна: куда пойдет покупатель – в тот магазин, где его обвешивают, обсчитывают, да еще и хамят, или туда, где обслужат доброжелательно и с улыбкой? Так что и сами предприниматели проводят соответствующую работу с продавцами, а подобных случаев становится все меньше.

– Какие основные направления работы вы считаете приоритетными?

– Их несколько. В частности, мониторинг выполнения решения обладминистрации по контролю за ценами на товары первой необходимости, подготовка торговой инфраструктуры к Евро-2012 в привязке к генплану города, внедрение инноваций, модернизация рынков, создание предприятий торговли так называемой шаговой доступности – расположение их неподалеку от места жительства горожан. Особое внимание уделяем осуществлению программы городского головы о действенном запрете продажи алкогольных и слабоалкогольных напитков, табачных изделий молодежи до 18 лет. И здесь уже есть изменения: если сначала нарушения фиксировались почти в каждом торговом заведении, то сегодня – только изредка. Ну а главная задача – осуществление государственной политики в сфере торговли, к чему мы и прилагаем все силы.

На снимке: Юрий Омельченко показывает на карте расположение новых торговых точек.