Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

ТТУ: закрыть нельзя, оставить

Ситуация, сложившаяся с задолженностью по заработной плате в КП «Горловское ТТУ», в очередной раз поставила вопрос о будущем предприятия: должны ли власти приложить все усилия для того, чтобы его сохранить, или же необходимо принять волевое решение и отказаться от горэлектротранспорта? Каждый из этих вариантов имеет как свои плюсы, так и минусы, но лично для меня как руководителя, депутата областного совета, наконец, просто как горловчанина очевидны две вещи – решение должно быть кардинальным и пойти на благо городу. И мой выбор в данном случае один – предприятие должно работать, по улицам ездить троллейбусы и трамваи, а пенсионеры, ветераны и прочие льготники не беспокоиться, что их вышвырнут из салона за якобы «безбилетный» проезд.

Автобусы – взамен?

Конечно же, многие руководители города задавались этим вопросом ранее и не находили однозначного варианта его решения: в основном мешала нехватка денежных средств. Именно по причине их отсутствия постепенно сокращали маршруты, а подвижной состав перемещался в пункты по приему металлолома. В результате сегодня мы имеем предприятие с 365 рабочими примерно на 30 единиц подвижного состава. Вот уж действительно на одного «раба» (трамвай или троллейбус) даже не 3, а 12 прорабов. Долги по заработной плате исчисляются месяцами и миллионами, чтобы хоть частично погасить их, предприятие хочет взять кредит на 3 миллиона гривен и заложить имущество на сумму в 5 раз больше. Но что дальше? Банкротство – лично я другого ответа на этот вопрос не вижу.

Казалось бы, решением должно стать муниципальное автотранспортное предприятие на базе ТТУ, но заменят ли планируемые 19 автобусов 30 трамваев и троллейбусов? Вместимость последних в разы больше, чем всех этих полукустарных «Богданов», ПАЗов и БАЗов, не говоря уже об экологичности горэлектротранспорта. Мы живем в одном из наиболее загрязненных городов Украины, и об этом необходимо помнить, особенно сегодня, когда мы готовимся реализовать проект в рамках Киотского протокола, который снизит выбросы вредных веществ в атмосферу. Наконец, стоимость электроэнергии намного ниже стоимости топлива, что не может не отразиться на экономике предприятия. Впрочем, автобусы обновленному ТТУ все же пригодятся…

Нехитрые управленческие решения

Итак, трамвайно-троллейбусное управление должно быть сохранено, но, естественно, не в том виде, в котором оно находится сегодня. Прежде всего необходимо увеличить количество подвижного состава и его популярность. Чтобы достичь этого, есть два пути: реанимировать, вытащить из-под забора (если еще не сдали в металлолом) неисправные трамваи и троллейбусы и сделать им капитальный ремонт (для троллейбуса  это около 300 тыс. грн., трамвая – примерно в два раза больше). Также необходимо сделать омолаживающий ремонт «условно» исправному транспорту – это обойдется от 100 до 200 тысяч гривен за единицу подвижного состава. В текущем году предприятие из городского бюджета получило почти 10,5 миллиона гривен, неужели нельзя хотя бы часть этих немалых средств направить на капремонты? Следующим шагом должна стать покупка новых троллейбусов и трамваев. Для этого нужно разработать городскую программу, попросить помощи у области на основе долевого участия местного бюджета и омолодить парк, покупая не меньше 2-х троллейбусов (это около 3 млн. грн.) и одного трамвая (от 3 млн. грн.) ежегодно.

Безусловно, тяжело поверить во все это сегодня, когда 10 миллионов гривен выделяются из местного бюджета на содержание ТТУ, возраст подвижного состава давно перевалил за 20 лет, а рабочие в декабре ждали оформления кредита в 3 миллиона гривен, которым погасят долги с июля по сентябрь. И это при том, что совершенно непонятно, за счет чего будет выплачена зарплата за другие 3 месяца и как планируется выплачивать кредит при ежемесячных сборах в 160 тысяч гривен и планируемых выплатах по кредиту в 127 тысяч гривен ежемесячно. Словом, картина выглядит фантастикой, но изменить ее можно. К примеру, почему не запретить или ограничить движение частного автобусного транспорта по центральным и другим улицам Горловки, на которых ходят троллейбусы и трамваи, тем же проспектам Победы или Ленина. Разве это не в полномочиях горисполкома и депутатов горсовета или это принесет какой-то вред движению в центре города, когда сменяющие друг друга автобусы частников устраивают мини-гонки, чтобы успеть первым к остановке и забрать пассажиров? Об этом говорится годами, а каких-то реальных шагов как не было, так и нет. Можно предложить другой вариант – не убирать частников с маршрутов, а обязать бесплатно либо за 50% от стоимости возить льготников. Конкурс на право пассажирских перевозок не проведен – что же мешает внести в его будущие условия и договора соответствующие изменения?

Интересен также вопрос рекламы, размещаемой на подвижном составе предприятия. Сегодня размещение рекламы стоит от 3 до 5 тысяч в месяц на одном трамвае или троллейбусе, нехитрый подсчет показывает, что только на этом можно зарабатывать от 90 до 150 тысяч гривен ежемесячно. Впрочем, доходы от рекламы предприятию поступают, но в каком размере и куда они деваются все это время, – вот вопрос, который хотелось бы задать руководству ТТУ.

Все делаем верно?

Есть вещи, которые очевидны и лежат на поверхности. К примеру, непонятно, зачем был восстановлен кольцевой маршрут, ведь износ рельсового хозяйства по маршруту его следования очень большой. Можно вообще убрать трамваи с улиц Пушкинской и Гагарина, как это предлагалось в «Кочегарке», заменив на троллейбусы: опоры там есть, тяговые подстанции тоже, а замена контактной сети не повлечет за собой больших расходов. Также необходимо провести реорганизацию диспетчерской службы с целью более оперативного управления маршрутами, оснастить датчиком GPS каждую единицу муниципальной техники. Все это позволит более оперативно управлять транспортом, перебрасывать технику в час пик с менее занятых маршрутов на перегруженные, тем самым как оказывать востребованные услуги пассажирам, так и зарабатывать «живые» деньги для предприятия.

Пригодятся и несколько муниципальных автобусов, но только небольших, ведь существующие автобусы не сравнятся по вместимости с трамваем или троллейбусом, а покупать равнозначные горэлектротранспорту по количеству мест слишком дорого и абсолютно бессмысленно. Задачей этого муниципального мини-автопарка станет не замена электротранспорта, а скорее его поддержка в тех местах, в которых большегрузные трамваи и троллейбусы не нужны или использовать их пока попросту невозможно.

Весь предлагаемый комплекс нехитрых управленческих решений приведет к существенному сокращению накладных расходов, а следовательно, к повышению рентабельности ТТУ, и кто знает, может настать и такой момент, когда ТТУ будет приносить деньги в бюджет города, а не быть дотированным, как сегодня.

Конечно, все это всего лишь мои рассуждения над сложившейся на предприятии и в городе ситуацией, но не пора ли от теоретических разговоров перейти к конкретным делам?