Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

В рамках закона

– Защитить потребительские права можно, но в рамках действующего законодательства.
И зная, конечно, не только свои права, но и обязанности, – утверждает начальник отдела по защите прав потребителей г. Горловка С.П. Попов.

– Да-да, не удивляйтесь, ведь закон «О защите прав потребителей» предусматривает и обязанности потребителя, – говорит Сергей Петрович. – Ознакомиться с правилами эксплуатации товара до начала пользования им, пользоваться товаром только по целевому назначению, придерживаться установленных мер безопасности и пр. К сожалению, не всегда это происходит в действительности.

– А как обстоят дела со знанием своих прав?

– Их стали лучше знать, о чем говорит и статистика. К примеру, с начала года к нам обратились почти 80 человек, и в 90% случаев требования горожан были обоснованы и удовлетворены. За некачественные товары им были возвращены деньги на сумму более 26 тыс. грн. За этот же период наши специалисты провели проверки 53 субъектов предпринимательской деятельности и за нарушение правил торговли составили 52 админпротокола. При этом было забраковано товаров, в основном одежды, игрушек, обуви, кожаных изделий, на общую сумму около 280 тыс. грн. Основная причина – отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность изделий, а также установленной маркировки.

– Раньше нередко можно было услышать жалобы на обман и обвес со стороны, скажем так, нечистых на руку продавцов, а сегодня?

– Вообще-то говоря, обманов и обвесов у нас стало меньше, чем в прошлые годы. Больше всего сейчас поток жалоб на некачественные услуги. Хотя в прошлом году еще приходилось изымать, конечно, и магниты, и так называемые порченые гири. Чаще всего это происходит при продаже фруктов и овощей, особенно когда начинается сезон. Здесь могу посоветовать только одно: если возникло подозрение, что при совершении покупки вас обвесили, то необходимо сразу воспользоваться контрольными весами, которые проклеймены и поверены. Если подозрения оправдались, необходимо обратиться к руководству магазина (на рынке – к представителям нашего отдела, которые здесь дежурят) для оперативного принятия мер.

– Владимир Владимирович П. обратился в «Кочегарку» с жалобой на сервисный центр. Поломалась кнопка включения телевизора, но вместо того чтобы просто заменить ее, в сервисном центре провели диагностику аппарата, что-то там заменили на сумму более 200 грн. А через некоторое время телевизор снова вышел из строя…

– Я знаком с этой ситуацией. Заметьте, речь идет о телевизоре, произведенном 16 лет назад. Понятно, что в этом случае работники сервисного центра произвели диагностику, чтобы выяснить причину, по которой не работает телевизор. Заявитель был ознакомлен с данным порядком, о чем свидетельствует и его подпись под договором. В дальнейшем телевизор снова вышел из строя, и вторичный ремонт был сделан потребителю бесплатно. Хотя, подчеркну, специалисты центра не обязаны были это делать, так как гарантия дается в подобных случаях только на те детали, которые были заменены. В данном же случае из строя вышла иная деталь, что подтвердила и экспертиза. Так что претензий к работникам сервисного центра быть не должно. А если они есть, необходимо обращаться в суд.

– Еще одна жалоба поступила от женщины. Более двух лет назад фирма установила в ее квартире пластиковые окна. Однако через некоторое время выяснилось, что через них поддувает ветер. Мастера приходили, подтягивали зажимы, один раз даже заменили резину, но все повторяется снова. А затем выяснилось, что фирма исчезла и предъявлять претензии некому…

– Найти владельца фирмы довольно просто, необходимо обратиться в отдел государственной регистрации юридических и физических лиц в горсовете. Потом, получив домашний адрес предпринимателя, надо по почте послать соответствующее заявление. После получения ответа (положительного или отрицательного) женщина может обратиться в суд, ведь любая фирма гарантирует качество своих изделий и услуг в подобных случаях не менее чем в течение пяти лет. И предприниматель, если он даже не занимается теперь подобной деятельностью, должен выполнять условия договора.

– Мобильный телефон дважды побывал в ремонте и снова забарахлил. Можно ли его обменять?

– Потребителю предоставлена только возможность бесплатного ремонта в период гарантийного срока. И только при установлении «существенных недостатков» можно потребовать замены товара на качественный.

Так что защитить свои права потребитель может и сегодня. Только для этого нужно приложить усилия.