Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Вертикаль на глиняных ногах. Чем грозит регионалам монополия на власть

Результат последних местных выборов на Донбассе оказался предсказуемым. Из более ста областных отделений партий, зарегистрированных Управлением юстиции Донецкой области, 25 приняли участие в выборах.

Было выдвинуто 744 кандидата в депутаты в облсовет, из них 422 — по партийным спискам и 322 — по мажоритарным округам. Наибольшее количество кандидатов — 252, понятно, выдвинула Партия регионов. 94 — “Сильная Украина”, 55 — Компартия и столько же — “Фронт перемен”. Напомним, явка избирателей составила всего 45%, из которых 65,78% (1 004 180 человек) проголосовали за Партию регионов. На президентских выборах в первом туре за Виктора Януковича проголосовало 1 854 825 избирателей области. Электоральные потери регионалов в области — 850 645 избирателей, то есть почти половина.

Новые группы

Местные выборы показали, что, не смотря на внешнее единство регионалов, здесь есть свои группы влияния. Особенно сильно это заметно как раз в областном совете. Первая группа концентрируется вокруг губернатора Близнюка. Вторая – возле молодого ставленника Рината Ахметова Андрея Шишацкого. Последний постепенно набирает силу и стремится проводить самостоятельную кадровую политику. Примером такой самостоятельности может служить увольнение Шишацким на первой же сессии облсовета своего зама — Владимира Ишкова, близкого соратника губернатора, которого ранее, в бытность его замом председателя ОГА называли «тенью Близнюка». Сейчас Ишкова пристроили обычным клерком в управление по обслуживанию деятельности ОГА.

Эти выборы сделали еще одну «пробоину» в группе Близнюка – мэром Горловки стал не протеже губернатора Иван Сахарчук, а Евгений Клеп от «Сильной Украины». Таким образом, Горловка стала единственным крупным городом Донбасса, где выборы прошли достаточно честно. Об этом свидетельствует и то, что в горсовет здесь прошли целых 7 политических сил.

Кстати, в Донецком областном совете, несмотря на то, что количество наших “избранников” увеличилось на 30 человек (теперь их 180, из них 166 регионалы, 9 коммунисты, 4 от «Сильной Украины» и один аграрий), создана лишь одна дополнительная депутатская комиссия. Теперь комиссий 14. Только потому, что суеверному председателю облсовета Андрею Шишацкому “очень не нравится число 13”. Допкоммисию возглавил экс-председатель городской организации ПР и экс-глава Буденовского райсовета Донецка Александр Бобков. Союзникам — коммунистам и “сильноукраинцам” не отдали ни одного председательского кресла. По словам того же Шишацкого, они и сами не просили об этом.

При этом, в городском совете Донецка формальных изменений больше — количество депутатов увеличилось не сильно — всего на 9 человек (из 90 депутатских кресел 85 достались ПР, 3 — коммунистам и 2 — представителям «Сильной Украины»), а вот количество комиссий аж на 33% — с 9 до 12.

Должности председателей сохранили лишь трое: Сергей Богачев — комиссия по вопросам бюджета и мобилизации собственных источников, Ася Горшкова — комиссия по вопросам образования, науки, делам культуры и религии и Иван Шакуров — комиссия по вопросам градостроительства, планирования и развития территорий.

Причина увеличения числа комиссий — разделение их функций. В прежнем созыве вопросами образования, науки, семьи и молодежи занималась лишь одна комиссия, в нынешнем образованием и наукой будут заниматься одни избранники народа, а семьей и молодежью — другие.

Между тем, в донецком горсовете за формальными перестановками стоит единая группа влияния, связанная с мэром Александром Лукьянченко. Ему удается проводить достаточно независимую от ОГА и облсовета политику. Это обусловлено, по всей видимости, его личными связями с президентом Януковичем.

Формирование донецкой власти прошло без эксцессов: табло в сессионных залах высвечивало практически 100%-ю поддержку предложенных кандидатур. А иначе и быть не могло, ведь эти выборы были, по сути, назначением во власть. Дабы завершить и сдать в эксплуатацию сооружение с вывеской “Президентская вертикаль”.

И что дальше?

По проведенным Агентством социально-политического моделирования “Вэйс-Украина” уже после выборов опросам наблюдателей от “Фронта перемен”, КПУ, Единого Центра и Русского Блока, действительная явка на выборах в столице Донбасса составила 25-32% от общего числа избирателей. А это означает, что дополнительно в урнах для голосования оказалось около 20-25% вброшенных бюллетеней, что, вполне возможно, и обеспечило ПР “безоговорочную победу”.

Хотя нужно признать, что и без этой “помощи” “регионалы” выиграли с явным перевесом. И вовсе не требовалось выводить с помощью милиционеров добросовестных наблюдателей от конкурирующих политсил, а особо рьяных отправлять на ночевку в РОВД. Но  впереди парламентские выборы, граждане должны знать, кто в доме хозяин, чтобы отлаженный на местных выборах механизм “региональной демократии” работал без сбоев и на парламентских выборах. Проведены они будут, скорее всего, по смешанной системе. То есть неизбежна победа ПР в 90% мажоритарных округов и как минимум 45% по партийным спискам.
Это означает, что в следующем составе парламента представители ПР и ее якобы беспартийные выдвиженцы получат более 300 голосов. И любое изменение Конституции станет сущим пустяком. Президентская вертикаль может стать могильным надгробием демократии в ее западном понимании.

Отойдут в прошлое коалиционные соглашения с КПУ и “народниками” Литвина, можно будет игнорировать писк повергнутой “Батькивщины” и стращать ультранационалистической фракцией Олега Тягнибока европейских и российских партнеров (дескать, не хотите иметь дело с нами, получите — очередного фюрера в Европе…).

Казалось бы — безоговорочный триумф. Президентская вертикаль зацементирована, вся власть в руках регионалов. Но. Власть — не цель, а лишь средство. И тут возникает неизбежный вопрос: для чего? Что могут обществу предложить победители? Реализовать лозунги “Страна без бедных” и “Украина для людей”, “Пять лет без налогов для малого бизнеса”?

Принят сомнительный Налоговый кодекс, взяты новые кабальные займы у МВФ, на подходе увеличение пенсионного возраста, бесчеловечные Жилищный и Трудовой кодексы, минимизация всех социальных программ. Европа обещает подумать о начале переговоров о безвизовом режиме, а Россия вовсю ведет работы по строительству газовых магистралей в обход Украины. Как это скажется на состоянии украинской экономики и уровне жизни рядовых граждан — предсказать нетрудно. И даже бесконечно обещаемые второй государственный язык-русский и федерализация страны — отложены на следующие выборы. Поскольку байки о русском языке это единственное, чем будут заманивать на избирательные участки жителей юго-востока, а федерализация (которую отстаивал еще Вячеслав Чорновол) — последняя “замануха” для галичан.

Регионалы не могут предложить обществу никакой внятной идеологии, а предпосылок для улучшения экономической и социальной ситуации нет (особенно на фоне неизбежного в 2012 году нового витка мирового кризиса). Да, успешное (в этом нет сомнений) проведение Чемпионата Европы по футболу поможет “регионалам” на парламентских выборах, но — неизбежны и выборы президента…

По новой-старой Конституции они должны состояться не позднее 2015 года. Поскольку к тому времени безраздельно будут править “регионалы” — ответственность за все негоразды общество возложит на их лидера — Виктора Януковича. Концентрация власти в стране одной политсилой и вытекающее из этого подавление процессов общественного самоуправления всегда приводит к обвальному накоплению управленческих ошибок…

И вот тогда, несмотря на успешное проведение Евро-2012, дружбу с великим северным соседом и возможный безвизовый режим с Евросоюзом — “регионалы” могут столкнуться с неразрешимой проблемой: западу страны они органически чужды, доверие на юго-востоке потеряно, а центр не даст им необходимого преимущества в голосах. И вся  по российскому образцу выстроенная вертикаль власти  может рухнуть за несколько недель.