В современных условиях для обеспечения надлежащего уровня управления государственными финансами уже недостаточно только не нарушать законы, необходимо достигать цели наиболее экономичным, эффективным и результативным способом.
Необходимость в инспектировании в настоящее время обусловлена чрезвычайно низким уровнем финансовой дисциплины в бюджетной сфере и в государственном секторе экономики, отсутствием системного внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах государственного и коммунального сектора.
Инспектирование органами государственной контрольно-ревизионной службы осуществляется в форме ревизий и заключается в документальной и фактической проверке определенного комплекса или отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных объектов. К таким объектам относятся министерства и другие органы исполнительной власти, государственные фонды, бюджетные учреждения, государственные предприятия, а также предприятия и организации всех форм собственности, которые получали средства из бюджета всех уровней и государственных фондов или используют государственное или коммунальное имущество.
В случае неправомерного препятствования органам ГКРС в проведении ревизий, недопущения работников службы на территорию предприятия и любого другого противоправного действия составляется акт, протокол об административном правонарушении и обращение в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер по прекращению такого противодействия.
Результаты ревизий, проведенных органами государственной контрольно-ревизионной службы, свидетельствуют о ежегодном росте количества нарушений финансовой дисциплины. Так контрольно-ревизионным отделом в г.Горловка в 2010 году установлено нарушений финансовой дисциплины, которые привели к потерям финансовых ресурсов, в 1,6 раза больше, чем в прошлом году. Одной из причин такой тенденции является изменение подконтрольной среды в Украине за счет, во первых, массового прихода к управлению, особенно в частном секторе, руководителей, которые не имеют специальных знаний и навыков менеджмента, во вторых, низкой правовой культуры и криминогенности в бизнес-среде, игнорирования обязательных бюрократических методов управления. Одновременно остается ряд проблем в части реформирования систем бухгалтерского учета и статистики, обеспечения прозрачности и персональной ответственности в государственном управлении. Все это привело к тому, что государство и общество теряют значительные ресурсы, как в результате незаконных действий, так и неэффективных управленческих решений.
Поэтому, сейчас, в условиях экономического кризиса к первоочередным мерам государства следует отнести предоставление контролирующим органам всего объема полномочий для осуществления контроля когда-либо ко всем без исключения субъектам, которые используют государственные или коммунальные ресурсы. Прежде всего, идет речь об осуществлении органами ГКРС контрольных мероприятий по поручению Президента Украины, Кабинета Министров Украины и правоохранительных органов.
Государство должно контролировать использование собственных средств, имущества и государственная контрольно-ревизионная служба имеет достаточный кадровый потенциал, наработанный опыт и методику работы, чтобы осуществлять этот контроль.