Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Ура, физкультура!

В этом учебном году все школы перешли на новую программу физвоспитания – менее нагруженную, менее требовательную, чем это было в советское время. Насколько был оправдан этот шаг? Корреспонденты «Кочегарки» решили сравнить, чем «физра» из их пионерского детства отличается от нынешней, и отправились в ОШ № 4.

Занятие у девятиклассников проводила учитель Ольга Михайловна Апрышко, у которой 20 лет педагогического стажа. По ее команде десять ребят и четыре девчонки построились в шеренгу. В наше время требовали, чтобы спортивная форма была одного типа. А тут – кто в шортах и майке, кто – в брюках и футболке. Раз единого стандарта нет, можно подобрать одежду для занятий физкультурой на свой вкус. При нынешнем ассортименте и наличии денег хоть в форме игрока донецкого «Шахтера» приходи. С оглядкой на содержание этого урока, наверное, лучше было одеться как баскетболист «Азовмаша»: ребятам предстоит отработка штрафных бросков в баскетболе, а потом – учебная игра.

Мы вместе с методистом горУО Андреем Гафиулиным присели на скамейке рядом с тремя девчонками, освобожденными от занятия. Учительница провела перекличку и инструктаж на предмет безопасности во время игры. Далее началась разминка. Все было как и у нас: ходьба на носках, пятках и внешней стороне ступни, потом «гусиный шаг», прыжки, разные виды бега. Вот Ольга Михайловна дала указание принять упор лежа. Ну, как себя покажет современная молодежь? Ничегошеньки не изменилось: один отжался с легкостью и сколько скажет физрук, другой – тяжело, но старался, а третий – вообще еле-еле пару раз. Та же «песня» со штрафными бросками. У нескольких мальчишек (видно, что любят баскетбол и скорее всего ходят в секцию) почти каждый мяч – точно в кольцо. Остальные ребята, как и девчонки, – по большей части мазали. Затем учительница разделила класс на команды, и пошла игра.

Мы спросили мнение Ольги Михайловны о новых требованиях. «В измененной программе все устраивает, –  сказала она. – Нормативы сделали доступными даже для самых слабых учеников. У учащихся создается ситуация успеха. Новая программа дает учителю свободу выбора нагрузки и призывает учитывать детские интересы и желания. При том что количество уроков увеличилось с двух до трех».

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

Т. ПОЗДНЯКОВА, ГОРОДСКОЙ ПЕДИАТР:

ТОЛЬКО ТРЕТЬ ДЕТЕЙ ФАКТИЧЕСКИ ЗДОРОВЫ

После того как в прошлом учебном году в Украине от физических нагрузок умерли шесть школьников, в июле 2009 года появился совместный приказ Минздрава и Министерства  образования и науки «Об обеспечении медико-педагогического контроля над физическим воспитанием учащихся в общеобразовательных учебных заведениях». Этим же приказом утверждена инструкция о распределении учащихся по группам здоровья.

В какую группу для занятий физкультурой попадает ребенок, определяет медработник школы на основании справки о состоянии здоровья (именно в справке педиатр указывает группу).

В начале учебного года было обследовано более 19 тыс. школьников. Результаты оказались малоутешительными: общая группа – 31% учащихся, подготовительная группа – 44%, специальная группа – 25%.

Досадно, что практически 40% детей идут в первый класс уже с заболеваниями, в том числе хроническими. И особую роль в росте количества больных детей, кроме экологии и питания, играет их малоподвижный образ жизни.

О. ГУРЕЙ, ТРЕНЕР ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЮСШ № 2:

СПАСИБО, ЧТО ЕСТЬ УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Тренировочный процесс в спортшколах идет параллельно с программой школьного физвоспитания. Впрочем, какая бы не была программа, главное – физкультура в школе есть. Все зависит от учителя. Или урок для детей просто времяпрепровождение, или же они любят физкультуру. А от нее только шаг – к спорту. Хотя бы на уроках ребята развиваются, ведь у них такая малоподвижная жизнь. Игры во дворах – редкость. В моем детстве играли в «Классики» и «В выбивного», которые развивают координацию движений, реакцию, внимание. Время тратится на компьютер. На скакалках умеют прыгать единицы…

Это справедливое утверждение, что сегодняшние спортшколы проводят не отбор, а набор. Однако нельзя говорить, что у спорта, у легкой атлетики в частности, нет перспектив. Есть очень талантливые ребята. Как будут они развиваться, зависит не только от нашей работы, но и от среды, в которой дети растут. Перед тренерами стоит задача отобрать из физически здоровых детей самых способных. И они уже продолжают заниматься год-два, а потом переходят в группу спортивного мастерства. В секцию не примут без допуска врача к занятиям именно легкой атлетикой. Ведь может быть такое, что как раз этот вид спорта ребенку нежелателен, а, например, плавание – вполне. И родители должны всегда об этом помнить.

МНЕНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ

Физкультура, пусть и в «облегченном» виде, важна для школьника. Но даже три урока в неделю погоды, в смысле здоровья, не сделают. Необходимость зарядки по утрам – прописная истина. И в секцию хорошо бы записаться. Если от природы в теле нет крепости и силы, то все это можно и нужно развить. Лучше всего – когда дети равняются на родителей. Фраза «Хочешь здорового ребенка – начни с себя» справедлива во всех отношениях.