Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Зеркальное отражение

Знакомые и не очень, когда речь заходит о воспитании подростков, часто жалуются, что очень сложно быть для них авторитетом, удерживать влияние на отпрысков. В ответ на замечание те, ничтоже сумняшеся, спрашивают: что ж вы так мало в жизни добились, если умные такие? Вот я и думаю: наверное, частично проблема в том, что многие нынешние родители, бабушки-дедушки в свое время воспитывались в советском обществе на социалистических ценностях, коммунистических идеалах. Но  в новом обществе востребованными оказались совершенно другие качества и установки.

Свою роль в проблеме отцов и детей сыграл и технический прогресс. Думаю, многим знакома картинка, когда пяти-семилетний карапуз с легкостью управляется с мобильником или компьютером, а его бабушка никак не поймет принцип работы этой электронной штуковины. С точки зрения развития общества возникает проблема: старшее поколение стремительно теряет авторитет, оно уже не может обучать «продвинутых» молодых. Старшее поколение не только не может угнаться за легко усваиваемыми молодежью техническими новинками, но и не может быть для них носителем ценного жизненного опыта. Поскольку опыт этот – из другой эпохи.

В условиях нынешнего «капитализма с нечеловеческим лицом» многие родители оказались втянуты в необходимость «работать на выживание» (по 12 часов, на 2-3 работах), и это лишает детей родительского внимания, заботы, контроля за формированием взглядов, вкусов, убеждений ребенка. И просто человеческого общения. А ребенку, особенно подростку, так нужен советчик и друг, который поможет разобраться в том, что беспокоит и пока еще не понятно. Вот и получается, что современное поколение в большой мере воспитано телевизором. И компьютерными играми – куда ж без них? Часть исследователей утверждает, что сцены насилия на экране не обязательно ведут к желанию проявить подобное насилие в жизни. А помогают выбросу накопившейся негативной энергии: «враги» разлетаются на куски, и нет надобности «отыгрываться» на окружающих в реальной жизни. Но скорее это можно утверждать по отношению ко взрослому, уже сформировавшемуся человеку. А у ребенка – неустоявшееся критическое и оценочное мышление, не завершено формирование соответствующих психических процессов. Вряд ли кто-то станет отрицать, что дети, молодежь очерствели душой, стали более жесткими в поведении.

Еще одна неутешительная реалия современности – бедность, которая в последнее время приобрела тенденцию передаваться по наследству, так сказать. Большинство населения сейчас живет с ощущением отсутствия социальной перспективы. И распределение жизненных шансов у многих начинается уже с момента рождения. Если ребенок родился в бедной семье, то его реальные социальные шансы невысоки. Одновременно с этим в сознании людей культивируется миф об обществе равных возможностей (так называемая «американская мечта»), в соответствии с которым каждый может подняться на самый верх социальной пирамиды. Несоответствие между реальностью и мифом, неспособность достичь социальных идеалов честным путем заставляют людей в целом и детей в частности искать другие, чаще всего противозаконные способы.

Очень остро чувствуют социальную несправедливость  подростки. Почему у одних есть все, а у меня нет и не будет?  Ребенок, который задался таким вопросом, рано или поздно начнет действовать. Разве не этим во многом объясняются частые кражи притягательных для него благ: спортивных велосипедов, мобильников, цифровиков и других технических новинок? Хотя есть  случаи, когда на воровство дети идут, чтобы накормить постоянно недоедающих братьев и сестер, сделать подарок уставшей от нищеты и тяжелого труда матери. Но, увы, – воровство при этом остается воровством, то есть преступлением.

А дети из обеспеченных семей? Они по-своему копируют философию взрослых – игнорируют или проявляют жестокость по отношению к социально обделенным одноклассникам, ребятам во дворе. Стоит признать, что в нашем обществе давно уже идет «естественный отбор». Побеждает тот, кто сильнее физически и материально, у кого выше уровень социальных связей, имеются покровители и нужные знакомства.

Человек привыкает ко всему – лжи, жестокости, лицемерию, равнодушию. Но имеем ли мы право так поступать, если хотим, чтобы наш мир был светлым и добрым, чтобы перевес был все же на той стороне, где чаша добра?