Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

«Метла» новая, а метет по-старому

Похоже, становится традицией после каждого прихода нового руководства в МВД вносить изменения в правила дорожного движения и повышать штрафы за их нарушение. Как и два года назад, нынешние «мероприятия» воплощаются в жизнь под предлогом улучшить ситуацию на украинских дорогах. Действительно, она тяжелая, тысячи граждан нашей страны погибают под колесами авто, а десятки тысяч получают травмы различной степени тяжести.

Предыдущий начальник департамента ГАИ Сергей Коломиец еще в начале текущего года рассказывал о проделанной работе и засыпал «обнадеживающими» цифрами: «Количество ДТП в Украине в 2009 году уменьшилось на 27,8%, до 37 тыс. Погибших стало меньше на 39,9% (с 7 тыс. до 5,3 тыс.), а травмированных на 27,8% (с 63 тыс. до 45 тыс.). В 2007 году ежедневно в авариях погибало 26 человек, в 2008 году – 21, а в прошлом – 14». Но, оказывается, и тут статистика статистике рознь: по информации из других источников, смертность населения Украины от случаев, связанных с транспортом, в 2008 году составила почти 9,5 тыс. человек, а в 2007 – 11,3 тыс.!

«Улучшения» в печальной статистике тогдашнее руководство приписало новому закону, который увеличивал штрафы, что в свою очередь «охладило» водителей и они, мол, стали ездить аккуратнее. Но спустя непродолжительное время цифры вернулись на уровень 2007-2008 года – каждый желающий на сайте ГАИ может увидеть количество погибших и травмированных в ДТП. Никто не делает из этого тайны. За день происходит более 450 аварий, в которых гибнут до 25 человек и около ста получают увечья.

Новый «главный гаишник» страны собирается пойти по пути предшественника. Единственное отличие: «штрафы будем повышать, но постепенно, если будем резко ужесточать ответственность, это вызовет негативный резонанс в обществе». А ведь автолюбителям есть от чего возмущаться – очередной раз рядовому водителю собираются залезть в карман. Ведь злостные нарушители по-прежнему «плюют на ПДД», потому что знают – вопрос можно решить на месте с инспектором за полштрафа, а если хорошо подвешен язык, то и за четверть. Особо «продвинутые» массово оспаривают протоколы в суде, тем более что проблем с написанием жалоб нет, ими вовсю пестрит Интернет.

Как и прежде, ГАИ выступает «карательно-доильным» инструментом власть имущих. Хотя высокие чины заявляют об изучении опыта других стран в этом вопросе, называют Россию и Грузию, на самом деле решительных действий не принимают, кроме давления на водителей с помощью тех же штрафов. А ведь в той же Грузии на улицах стало действительно безопаснее, при этом дорожные полицейские, как утверждается, совсем не берут взяток. Что же произошло в стране «розовой революции»?

Через несколько дней после президентских выборов в 2005 году Михаил Саакашвили уволил всех без исключения работников ГАИ, после чего сразу начался набор в штат новых «патрулей». После трехмесячных курсов их выпустили патрулировать дороги, уже на новых автомобилях и в новой форме. Причем сохранился жесткий контроль со стороны спецслужб, – пойманных на взятке в 50 долларов сажали за решетку на девять лет! Сейчас полиция в Грузии взяток не берет, а покупку автомобиля (с растаможкой, техосмотром, постановкой на учет, получением номеров и документов) можно оформить за двадцать минут. Для наших реалий это звучит как сказка.

В Украине попытка изменить ситуацию была предпринята Виктором Ющенко и Юрием Луценко. Но опять же слова, слова… Через некоторое время все вернулось на свои места, «реформы» закончились. И вот теперь уже руководство ГАИ совершает движение в тех же направлениях, как прежде. Выходит, что «метла» вроде как новая, но метет по-старому? Может, потому, кроме распределения денежных потоков «по карманам», ничего особо и не меняется?