Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Ожидаем бензин по 10 грн. за литр?

Рост стоимости топлива, начавшийся в декабре, продолжается. Под занавес уходящего года для пропано-бутановой смеси была преодолена ценовая планка в 5 грн. В январе ставить «рекорды» принялись бензин и дизтопливо, но, если верить специалистам, – будет дорожать еще…

Начало прошлого года автолюбители Горловки встретили подорожанием метана – за один куб. м на заправках стали брать 3,96 грн. вместо прежних 3,48 грн. На стелах АЗС высвечивалась стоимость газообразного и жидкого топлива: АИ-95 – 7,45 грн., АИ-92 – 6,95 грн., ДТ – 6,3 грн., пропан – 3,70. Относительная стабильность была вплоть до сезона отпусков, а изменение ценников в летнюю пору списали на сезонность – мол, решили подзаработать на отдыхающих. Тем не менее осенью и зимой стоимость на прежний уровень возвращаться и не собиралась. Более того, к концу года цены вновь поползли вверх. Причиной специалисты назвали рост мировой цены на нефть. Причем, по некоторым прогнозам, это еще далеко не предел.

Замечу, что украинские «новогодние» цены на топливо: АИ-95 – 8,5 грн., АИ-92 – 8,1 грн., ДТ – 8,0 грн., пропан – 5,4 сложены без учета транспортного сбора, который теперь должен входить в стоимость. И тут «проснулся» Антимонопольный комитет, возбудив дело по факту стремительного повышения стоимости высокооктанового бензина. Подтвердится ли сговор, посмотрим, но не припомню, чтобы после подобных расследований цены возвращались на прежний уровень (а взлетели они за полтора месяца на 50-60 копеек). Да и вряд ли поможет это рядовому потребителю, разве что казну государственную на размер штрафов пополнят.

Автолюбителей же ожидает другой неприятный сюрприз – уже в феврале закончатся запасы прошлогоднего бензина и в цену добавится акциз. И тогда, по прогнозам специалистов, цена бензина АИ-95 может достичь девятигривневой отметки. Кроме того, рассматривается вопрос о повышении пошлин на импортное топливо. В случае положительного решения, даже при условии, что стоимость нефти останется на текущем уровне, цена может достичь «десятки» за литр.

С другой стороны, принимаемые меры, о которых говорит министр топлива и энергетики, помогут отечественным нефтеперерабатывающим заводам, половина из которых в лучшем случае загружены на четверть, а остальные простаивают. Но и тут «собака зарыта», с 1 января украинские заводы должны были полностью перейти на современные ГОСТы, соответствующие требованиям «Евро-4» и «Евро-5». Процесс был отложен на полгода из-за неготовности некоторых НПЗ, поэтому по-прежнему качественное топливо будет приходить в основном из-за рубежа.

«Газовые вопросы» рассматриваются в несколько иной плоскости. Например, пропан в осенне-зимний период ежегодно переживает рост цен из-за увеличения спроса в европейских государствах. Весной обычно цена значительно снижалась. В этом году на импортный сжиженный газ собираются увеличить акциз, да и цена его обычно составляет примерно 50-60% стоимости высокооктанового бензина. Поэтому надежды на возвращение цены ниже пятигривневой отметки могут не оправдаться.

Вот и выходит, что февраль может «порадовать» водителей двузначными числами стоимости бензина. Чтобы заправить Ланос «под завязку», придется выложить половину минимальной зарплаты – 480 грн. Но при этом вопрос качества отечественного топлива остается открытым.